День Волха Змеевича, в народном календаре, связывали с началом осенних работ и с окончанием жатвы. С этого дня птицы улетают в теплые края, а змеи впадают в спячку. Также, согласно приданиям, медведь в этот день залезал в берлогу на зимнюю спячку.
Считалось, что змеи в этот день празднуют свадьбу своего царя. И в этот период строго запрещалось ходить в лес. Люди верили, что в этот праздник все лешие и лесовики начинают бегать по лесу и беситься, чтобы проверить, насколько хорошо подготовлен лес к зимним холодам. Затем они проваливались под землю и спали до прихода весны. На шестой или седьмой день апреля, лес снова пробуждался.
После этого все могли спокойно приступать к заготовкам на зиму, начинали собирать в лесу грибы и убирать урожай капусты. В деревнях все последующие недели проходили под знаком капусты и назывались капустниками и капустинскими вечерами. Женщины обычно группами собирались в домах и рубили собранную капусту, напевая при этом песню “Вейся ты, вейся капустка”.
Во многих селах, люди, а чаще всего дети, обходили в этот день посевы и пели особенные песни и заклички. После того, как дети обошли поле, хозяйка обсыпала их зерном.
День Волха Змеевича – 14 сентября
Также в этот день совершался обязательный обряд похорон насекомых: тараканов, мух и блох. Из репы или из каких-либо других подобных овощей вырезали маленькие гробики, в которые нужно было положить насекомых, а потом эти гробики выносили из избы и хоронили в огороде.
Этот обряд должны были совершать только девушки. Они должны были причитать и притворно изображать постигшее их горе. Этот обряд пришел из глубокой древности и носил некий оберегающий характер. Считалось, что после того, как в доме прошли похороны, здесь в этом году больше никто не умрет, поэтому все основные элементы погребальной церемонии старались тщательно имитировать. Иногда случалось так, что насекомых не хоронили, а просто подвешивали в гробиках на ветках деревьев.
День Волхва Змеевича начинал цикл осенних праздников.